Hosted by uCoz
Rambler's Top100
Историческая Хрестоматия > История Средних Веков > Хрестоматия по истории Средних Веков Переход на >> | Все документы| История в Интернете
  
Европейская история Руская история Украинская история Мировая История Добавить документ Историческая Библиотека

Содержание >>>

Шелкопрядильницы 1412-1413 гг. >>>



Доклад об отрицательных сторонах шелкового производства, представленый Кельнскому совету Гергардом фон Везелем [1](1490-1491 гг.)

Следует знать,что почтенные друзья из цеха ткацких шелковых изделий в Кельне получили от совета устав, который они ... с поднятыми руками, произнося слова присяги, именем бога и святых поклялись соблюдать.

1.П. 3 этого устава гласит... (следует изложение п.3 устава 1469 г.)

...По-видимому, только 4 или 6 мастериц, настолько богатых, что они в состоянии тратить ежегодно от 2 до 3 тысяч гульденов на покупку шелка-сырца, обучают учениц и собственных детей, извлекают отсюда пользу... и занимают положение главных мастериц в цехе, а почтенные лица, изучившие ремесло... не почитаются за главных мастериц в цехе... не могут иметь учеников и обучать своих детей... и не получают соотвествующей выгоды, хотя они и владеют ремеслом так же хорошо, как и те, которые обрабатывают свой материал, и даже, быть может, лучше их. Создается такое положение, что мастерицы, не работающие над своими материалами, не находятся под охраной прав, гарантируемых уставом, между тем как в других кельнских цехах, как, например, у золотых дел мастеров, щитовиков и других, как богатые, так и бедные в равной мере пользуются правом держать учеников или учениц.

2.П.6 устава гласит... (следует изложение п. 7 устава 1469 г.). Наступит время, когда станет известно, что шелковая пряжа, идущая из Венеции, подверглась здесь окраске и переработке.

3. Говорит о допущении к работе мастериц, покинувших Кельн, вопреки п. 2 устава 1469 г.

4. Говорит о противозаконной обработке узлового шелка вопреки п. 15 устава 1469 г.

5. П.15 устава гласит... (следует изложение п.16 устава 1469 г.).

Прекрасно известно, как этот пункт соблюдался и соблюдается кое-кем из тех, кто присягнул на верность уставу. Осмотрите и обыщите многие монастыри и скиты, вы убедитесь в этом.

6. П.16 устава гласит... (следует изложение п.17 устава 1469 г.)

К сожалению, людям и богу хорошо известно, как соблюдался и ныне соблюдается этот пункт; проповедники с давних пор много говорили об этом... Но к сожалению, улучшения заметно мало; денег... не дают или же дают их в ничтожном количетсве, а вместо них дается товар, в часности шелк, английское и другое сукно... которое затем приходится продавать. Перед нашими глазами проходят примеры бедняков, принимающихся за прядильную и ткацкую работу, чтобы спасти себя от голода и жажды. Они принуждены брать от мастериц шелковую материю, оцениваемую мастерицей в 19 кельнских марок, между тем как они не могут продать ее затем даже за 14 1/2 или 15 марок, или же их заставляют брать сукно, оцениваемое мастерицей в 6 марок, которое они рады затем сбыть с уступкой третьей части цены. Многие лица, принадлежащие к шелкоткацкому женскому цеху, вступают одновременно в цех розничных торговцев сукном, пользуясь таким образом двойным источником пропитания... Эти бедняки, а также посредницы разносят по городу такого рода мелочный товар, продавая его с убытком, чем чинят подрыв розничной торговле сукном, которая всегда была крупным источником пропитания, уменьшают доход от акциза, идущего в пользу города, и вместе с тем поневоле совершают беззаконие.

П.17 устава гласит... (следует изложение п.18 устава 1470 г.).

Как соблюдался и ныне соблюдается этот пункт, легко понять из только что сказаного. Если при выдаче заработной платы фунт шелка оценивается в 19 марок, а затем может быть продан не больше чем за 15 марок, то как же назвать подобного рода сделки, как не ростовщическими?

Почтенный совет мог бы знать у посредниц, почему бедняки берут вместо заработной платы такую материю.

Те ткачихи шелковых изделий, которые недавно продали кое-каким князьям и каноникам шелк, взятый у канонисс Эсенского монастыря на дровянном рынке [2], прекрасно знали, что эти князья и каноники отнюдь не купцы, сбывающие шелк во Франфуркт и другие места [3]. Если бы почтенный совет захотел узнать причину этого, то, быть может, нашлись бы посредники, которые сумели бы раскрыть ее.




[1] Гергард фон Везель, кельнский купец и общественный деятель конца XV в., был в разное время членом совета многих городских комиссий, судьей, кельнским послом при королевском дворе, бургомистром и рентмейстером (казначеем). Особую известность приобрел своими финансовыми проектами.
[2] Очевидно, речь идет о конфискации шелковой пряжи, которую канониссы выткали незаконным образом.
[3] Главным местом сбыта кельнского шелка издавна была Франфуртская ярмарка. Во время ярмарок весь кельнский шелкоткацкий цех перекочевывал во Франфуркт. Сверх того, кельнские шелковые изделия сбывались еще в Страсбург, позднее в Лейпциг и Наумбург и, наконец, морским путем шли в Англию, на север и восток. В этом последнем направлении складочным местом являлся Антверпен.

Источник:

"Немецкий город XIV-XV вв. Сб. материалов. Под. ред. В.В. Стоклицкой-Терешкович, М., 1936. стр. 31-33




Содержание >>>

Шелкопрядильницы 1412-1413 гг. >>>


Главная · о проекте · Источники · содержание · Историческая Библиотека · Руская история · Европейская история · Мировая история · Украинская история · Страны · Добавить документ · История в интернете ·
Сделано ©2005 г. XRESTOMATIA.NAROD.RU
Hosted by uCoz